Волжские пассажирские суда

Как развивался круизный речной флот России.

 

   Первые пассажирские пароходы на Волге

Пароходы на Волге появились задолго до первых паровозов. Так первая железная дорога в России была построена в 1837 г. между Санкт-Петербургом, Царским селом и Павловском. А за двадцать лет до этого русский князь Всеволод Всеволжский уже гонял два парохода. Первое на Волге пароходное общество под названием «Компания парового судоходства по р.р. Волге, Каме и Каспийскому морю» было образовано в 1823 г. Правда, из-за того, что акции общества раскупались слабо, общество распалось, не успев приступить к практической деятельности. Основатель общества и фактически первый пароходчик Евреинов разорился.

 Спустя почти 20 лет, в 1842 г. группа предпринимателей из Петербурга основала пароходное общество «По Волге». Первый пароход общества был построен в Роттердаме и доставлен на Волгу в разобранном виде в 1846 г., а в мае этого же года он приступил к работе и получил название «Волга». Пароход мог тащить против течения баржи с грузом почти 5000 т. со скоростью около 5 км. Пароход показал свою эффективность уже с первых навигаций и в 1848 г. там же в Голландии были построены и доставлены на Волгу её два судна «Геркулес» и «Самсон».  Для безопасности пароходы двигались только днём, а ночью стояли на приколе.  В результате каждый рейс длился довольно долго. Так от Самары до Рыбинска путь занимал 25 дней.

 

Пароход «Геркулес», рядом баржа с грузом.

https://www.etoretro.ru/data/media/47/1477125590155.jpg

Первых пассажиров, как и грузы перевозили на баржах. Пассажирские баржи имели каюты для мужчин и женщин, были оснащены кубом с горячей водой и печью для общего пользования. На этих печах для пассажиров готовили еду. Поварами были как правило жены шкиперов. Обслуживали работу первых пароходов иностранцы, которые «по-русски правильно только ругаться могли». Со временем их заменили местные волгари.

 Уже первые навигации пароходов показали их большое преимущество в сравнении с теми судами, которые тянули бурлаки.

Пароход тащит баржи по Волге.

http://историческая-самара.рф/i/trans/volga/263.jpg

Успех общества «По Волге» способствовал образованию в 1848 г. пароходного общество «Меркурий». Пароходы общества начали ходить между Рыбинском и Астраханью, перевозя грузы и пассажиров. Кают для пассажиров на пароходах не было, люди ютились как могли на палубе. Пассажиры мёрзли, мокли под дождём. Большие проблемы создавали искры, летящие из труб парохода. Они портили одежду, воздух и создавали угрозу возгорания. 

Удобства для пассажиров были спартанские, а отношение экипажа пренебрежительное. «Капитаны первых пассажирских пароходов, - говорится в одном из старинных путеводителей, - изображали из себя очень важных особ и с пассажирами не церемонились. О расписании рейсов не было и помину. Бывало пароход причалит где-нибудь и стоит час, другой, а иногда и целый день: это капитан отправился на охоту или пошел в гости к знакомому помещику».

Назрела необходимость создания специальных пассажирских пароходов. Решение этой задачи взял на себя отставной контр- адмирал русского императорского флота Владимир Александрович фон Глазенал. В 1852 г. он подал прошение главнокомандующему путей сообщения о дозволении открыть «специально-пассажирское пароходство» для перевозки пассажиров между городами Тверью, Рыбинском и Ярославлем. Разрешение было получено в феврале 1853 года. Так было образовано пароходное товарищество «Самолёт», одно из ведущих в России по пассажирским переврзкам.

Первые три парохода «Товарищ», «Дриада», «Курьер», заказанные товариществом в Бельгии, уже в 1854 году были доставлены в г.Тверь. В сущности, это были длинные (примерно 46 м) железные лодки с огромными лопастными колёсами по бокам и высокими трубами. Пассажирские каюты первого и второго класса располагались в носовой и кормовой частях трюма. В каютах были мягкие диваны. Отапливались каюты чугунными печами, освещались керосиновыми лампами. Пассажиры третьего класса размещались на палубе под открытым небом.

Массовое строительство пассажирских пароходов

С каждым годом увеличивалось число пассажирских пароходов, повышалось качество обслуживания пассажиров, расширялась акватория движения. В 1857году пароходы товарищества работали также на Каме и Оке.

Общее количество пароходов, работавших в Волжском бассейне к началу шестидесятых годов составляло 220 единиц, из которых 130 судов принадлежало акционерным обществам, а остальные 90 частным лицам.

Пароход "Царь".

https://static.auction.ru/offer_images/2015/11/04/08/big/S/sDHnTVsTJoF/parokhod_ob_vo_po_volge_parokhod_car.jpg

Между владельцами судов зарождалась конкуренция. Она выражалась в здоровом стремлении превзойти друг друга в лучшем устройстве судов и качестве услуг. На пароходах стали создавать пассажирские надстройки, на палубах скамейки и столы. Появились семейные каюты, паровое отопление и прочие удобства. В 1859г. общество «Самолёт» открыло регулярное движение пассажирских пароходов по р.Каме. Берега реки были мало освоены людьми и путешествие по реке было довольно опасным. По рассказам современников даже были случаи, когда медведь нападал на пароход и требовалось много усилий , чтобы отогнать его прочь.

В 1862 г. на Волге и Каме работало 42 пассажирских парохода. Товарищество «Самолёт» открыло регулярное пароходное сообщение между Тверью и Астраханью. Стоимость билета в третьем классе составляла 20 р.50к., а в первом 70 рублей. По тем временам это была большая сумма. Так, зарплата приказчика ж/д станции в те годы составляла 25 руб.

В 1865 г. количество пассажирских пароходов увеличилось до 120 единиц. Интересный факт. С изменением характера пароходного судоходства и оживлением речных берегов сами собой постепенно прекратились разбои на Волге.

Своеобразным прорывом в области пароходного движения стал спуск на воду 1871г.  грузопассажирского парохода нового типа, созданного на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде по американскому проекту. Внутренняя отделка парохода была роскошна: просторные и светлые каюты с водопроводом и паровым отоплением поражали чистотой и удобствами. Стены пассажирского салона были покрыты картинами из перламутровой инкрустации с фирменными вензелями. Такие же вензеля были на посуде в буфете корабля. Широкая крытая терраса, окружавшая всю пассажирскую палубу, представляла собой чудесное место для прогулок. Даже каюты третьего класса выгодно отличались от лучших кают других пароходов. Инициатором постройки парохода, который в народе называли «американцем», был купец, бывший шкипер судов балтйского коммерческого флота Альфонс Александрович Зевеке. Полагая, что появление такого парохода открывает новую эру в пассажирских перевозках назвал корабль был назван «Переворот». Под этим именем пароход ходил до 1876г., а потом был переименован в «Колорадо». В 1872 г. приступили к работе её два парохода – американца. Скорость хода пароходов составляла 15 верст в час вниз по течению и 12 вверх. Пароходы помимо пассажиров перевозили до 560 тонн груза.

Пароход "Переворот"

https://www.nnov.ec/images/7/73/Пароход_Переворот.jpg

Три этих парохода позволили Камско-Волжскому обществу открыть регулярное сообщение между Нижним Новгородом и Астраханью. Вниз по течению весь маршрут занимал 5 суток 22 часа, а вверх 7 суток 18 часов. Стоянки в Нижнем Новгороде и Астрахани длились по трое суток.

Инициативу постройки новых пароходов американского типа у Камско-Волжского общества оспаривало общество «Кавказ и Меркурий». Летом

1870 г. в России был построен теплоход «Александр II». Помимо роскошного внешнего вида и внутренней отделки кают и общих помещений пароход обладал скоростными качествами, которых не было ни у одного корабля волжской флотилии. Рекордной была и пассажировместимость судна – 1000 чел. Однако груза пароход мог взять на борт в два раза меньше американцев предшественников. Это значительно снижало рентабельность перевозок, и компания следующие суда выпустила типа «Переворота», но более быстроходные, лёгкие и с меньшей осадкой. В конце 70-х годов «Кавказ и Меркурий» имело уже четыре таких парохода.

пароход "Императоръ Александръ II"

https://static.auction.ru/offer_images/2015/08/11/11/big/O/oiTsmE8qoZU/parokhod_imperator_aleksandr_2.jpg

Интерьер салона на теплоходе " Императоръ Александръ II"

https://pics.meshok.net/pics/32745020.jpg

Следующим этапом развития пассажирского речного флота стал выпуск в 1882 г. парохода с двигательными колёсами, расположенными в корме судна. Этот пароход также имел в основе американский проект, но модернизированный новатором и организатором судоходства в России А.А.Зевеке. При этом корпус судна был деревянный. Трехпалубный пароход имел длину около 60 м и ширину возле 11м. Осадка корабля без груза составляла всего   0,7 м, а с полной нагрузкой (380 т. груза и 400 пассажиров) 1,2 м.  Первая же навигация судна пришлась на период мелководья и пароход с такой маленькой осадкой проявил себя самым лучшим образом.

Убедившись в исправной работе парохода А.А.Зевке построил еще три таких судна, один из которых назывался «Вел. княгиня Мария».

Пароход  "Вел. княгиня Мария" с задним колесом.

 http://историческая-самара.рф/i/trans/volga/139.jpg

В 80-е годы речной пассажирский флот активно обновлялся и пополнялся новыми пароходами. «Что касается пассажирского судоходства на Волге, - писал современник, -то в настоящее время все газеты переполнены сообщениями о рейсах пароходов с литературными именами: «Лермонтов», «Пушкин», «Жуковский». «Гоголь» … В самом деле, ожидания публики сбылись, и пароходы эти по своим удобствам и, водворившимся на них порядкам, не оставляют желать ничего лучшего…Тип новых пароходов о-ва «Самолёт» может быть признан незаменимым для Волги». Скорость хода этих кораблей достигала в среднем 22 вёрст в час. К водопроводу, паровому отоплению в каждой каюте добавилось электрическое освещение. Комфортабельно обставленные столовые салоны с пианино, зеркалами и стильной мебелью освещались многочисленными электрическими лампами.

Пароход "Пушкин"

http://историческая-самара.рф/i/trans/volga/163.jpg

Научно-технический прогресс в области речного судостроения к 90-м годам шагнул далеко вперёд. Для строительства корпусов кораблей применялись новые виды железа более легкого и прочного. Улучшались и двигательные аппараты. Усовершенствовалась конструкция машин, на смену дровяному пришло нефтяное отопление паровых котлов.

Повышалась комфортность пассажирских кают. В 1 и 2 классах вместо больших общих кают стали устраивать отдельные 2 и 3 местные каюты. На смену узким, прикреплённым к стенам в два яруса, диванов, начали устанавливать кровати с сетками и кожаными матрасами. Отдельные места для спанья появились в каютах 3 и4классов.

Первые пассажирские теплоходы появились на Волге в 1911г. На Коломенском заводе А.Е.Струве  была запущена серия дизельных колесных винтовых теплоходов  типа «Бородино». Собственно, таких судов не было  ее даже в мире.

Заказчик теплохода старейшее на Валге общество «Кавказ и Меркурий» планировало выпустить 12 пассажирских  подобных теплоходов. На внутреннюю отделку теплоходов денег не жалели. Так, на теплоходе «Царьград» салон и гостиная 1 класса были отделаны карельской берёзой. Кушанья из кухни подавались на лифте. Для пассажиров 3 класса имелась столовая и двухместные каюты, а в 4 классе койки и ящики для одежды.

 К концу навигации 1915 г. на Волге насчитывалось 16 пассажирских и грузопассажирских теплоходов.

Особенность развития пассажирского судоходства на Волге заключается в том, что в отличие от железнодорожного транспорта, царское правительство не вкладывало средства в эту сферу и она финансировалась исключительно за счет частных предпринимателей. И все же темпы роста количества пароходов на реках России впечатляют. За период с1884 г. по 1912 г. паровой пассажирский флот вырос с 52 до 164 судов (в т ч 31 теплоход). В дальнейшем рост практически прекратился.

Советский период.

В 1918 г речной флот России был национализирован. В период подготовки к навигации большинство судов были отремонтированы. Однако многие корабли оказались не востребованными из-за отсутствия грузов. Совсем иная ситуация сложилась с пассажирскими перевозками. В поисках продовольствия огромные массы людей хлынули на пароходы во всех направлениях.

Огромный ущерб речному флоту нанесла гражданская война. Часть флота была уничтожена, большинство судов находились в плачевном состоянии.

Пассажирский речной флот в СССР

Пополнение флотилии речных пассажирских судов началось в 1922г. В Финляндии по заказу Северо-Западного пароходства было построено небольшое судно для перевозок пассажиров по реке Неве.

В 1923 г. Московское речное пароходство приобрело теплоход «Козьма Минин», построенный также за рубежом.

В 1930г. построен первый речной трамвый, открывший целое направление городских и пригородных речных пассажирских судов.

До 1931г.существенных подвижек в пополнении пассажирского флота большими теплоходами не происходило. Зато активно строились наливные и сухогрузные суда.

 Начиная с 1931 г. по 1941 г.  пассажирский фот пополнялся довольно активно. Ежегодно выходили на реки новые типы кораблей. Строились они в основном на отечественных верфях.

Теплоход "Иосиф Сталин". 

https://pastvu.com/_p/d/b/1/c/b1ce2e01d2177cb4121e4da389a42081.jpg

Основной кузницей самых современных и мощных отечесивенных речных пассажирских теплоходов был завод Красное Сормово в г. Горьком.Десятки теплоходов получивших имена писателей, лётчиков партийных и государственных деятелей страны многие годы исправно работали на реках страны.

До наших дней дожил теплоход «Максим Горький».

Теплоход "Максим Горький" (яхта Сталина).

https://img-fotki.yandex.ru/get/3506/alexvess.6/0_2e755_a9f0bf9a_XL.jpg

Этот теплоход часто называют «яхтой Сталина» и не безосновательно. «Максим Горький» был построен на заводе «Красное Сормово» в далеком 1933 году по личному распоряжению Вождя Народов. В то самое время силами различных подразделений ГУЛАГа велось активное строительство трассы канала имени Москвы – новой транспортной артерии столицы, для работы на которой требовался качественно новый флот. Изначально теплоход должен был называться «Красный Богатырь». Судно должно было стать личным теплоходом Иосифа Сталина. Для отделки теплохода мастера применили более 17 пород дерева, в том числе такого ценного, как красное дерево, чинара, карельская береза и другие. Вся мебель и предметы интерьера разрабатывались и создавались по индивидуальным чертежам.

Побывал ли на борту этого теплохода сам Сталин достоверно не известно. Якобы, он должен был пройти по только что построенному каналу именно на борту «Максима Горького», чтобы оценить масштабы строительства. На открытии канала Сталин был, но был ли он именно на этом теплоходе… А вот Алексей Максимович Горький отдыхал на теплоходе в 1935 году. Кроме него, в разные годы (1936-1941гг.) на теплоходе отдыхали первые лица ЦК КПСС - Берия, Хрущев, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков.

После Великой отечественной войны в 1947 г. обновление пассажирского туристического флота продолжилось. Особенно активно флот стал пополняться, начиная с конца 50-х годов. Основные верфи, на которых производились речные теплоходы находились в ГДР, Венгрии и Чехословакии. Весь круизный флот, который сегодня работает на туристических маршрутах страны построен до 1991г.

Туристические речные суда круизного флота СССР.

Проект 305 типа"Бородино". Суда строились с 1959 по 1964 годы в Будапеште (Венгрия) по заказу СССР, по проекту разработанному венгерским судостроителями. Всего это время было построено 47 теплоходов. В настоящее время многие из этих теплоходов успешно работают на реках России и зарубежья.

Двухпалубный теплоход "Бородино"

 

Проект 26-37 типа « Михаил Танич». Пассажирские речные суда проекта 26-37 — серия трехпалубных теплоходов, построенных в Словакии на судоверфи Slovenske lodenice для работы на Волге. Всего с 1959 по 1962 годы было построено 14 теплоходов данного проекта. В настоящее время работают 11 судов. Все они прошли модернизацию

Трёхпалубный теплоход ."Михаил Танич". (Чехословакия")

 

Проект 588 типа «К.А.Тимирязев». Речные суда проекта 588 — трехпалубные пассажирские теплоходы. Суда строились по заказу СССР с 1953 по 1961 годы на судоверфи в Висмаре (Германия), по проекту, разработанному советскими судостроителями.

Всего это время было построено 49 теплоходов. В настоящее время многие из этих судов в работе.

Трехпалубный теплоход " К.А.Тимирязев" (ГДР)

http://rus-shipping.ru/upload/news/rtf/451_teplokhod.jpg

Проект  92-016 типа "Феликс Дзержинский"..Серия состоит из 9 четырехпалубных судов, построенных в период с 1975 по 1983 годы на судостроительной верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно. Эти теплоходы стали первыми речным теплоходами туристского назначения, в отличие от всех предыдущих серий (737, 785, 646, 588, 20, 26-37, 305), которые строились для грузо-пассажирских перевозок.

Четырёхпалубный теплоход "Феликс Дзержинский" (Чехословакия).

https://turproezdka.ru/wp-content/uploads/2018/08/1.-feliks-dzerzhinskij.jpg

Головным судном серии считается теплоход «Валериан Куйбышев», спущенный на воду 1 декабря 1975 года. Но на самом деле первым судном проекта 92-016 должен был стать теплоход «Климент Ворошилов» (ныне «Федор Шаляпин»), заложенный раньше «Куйбышева».

В настоящее время все суда этой серии кроме первых двух в работе.

Проект 301 типа "Михаил Булгаков". Четырехпалубный речной пассажирский теплоход туристического назначения. Серия судов строилась с 1975 по 1983 год в Германии (ГДР), на судоверфи Elbewerft (Эльбеверфтен) в городе Бойценбург. Проект судна был разработан в КБ «Судоверфь Эльбаверфь Бойценбург-Росслау» и утвержден Минречфлотом СССР в 1973 году. Всего было построено 22 судна этого проекта.

Четырёхпалубный теплоход "Михаил Булгаков".

https://img-fotki.yandex.ru/get/5402/26086004.2c/0_d3f5e_6aab7cf3_XXL.jpg

Проект 302 типа  "Дмитрий Фурманов" . Серия из 27 четырехпалубных теплоходов, строившихся с 1983 по 1991 годы на судостроительной верфи VEB Elbewerfen Boizenburg (Бойценбург, Германия).Это последняя массовая серия речных пассажирских судов, построенных за границей для СССР. Строительство судов осуществлялось по заказу Министерства речного флота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях.

Головное судно серии — построенный в июне 1983 года теплоход «Дмитрий Фурманов». Последним судном серии стал теплоход «Александр Грин», сданный в эксплуатацию в декабре 1991 года.

Четырёхпалубный теплоход "Дмитрий Фурманов"

https://vbp.ru/ship_img/Dmitrij_Furmanov.jpg

 Проекты Q-040  , Q-056 ,Q-065  . Выпускались с 1974 по 1979 годы на австрийской судоверфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) . Эти комфортабельные теплоходы по габаритам и пассажировместимости  меньше судов 92-06,301 и 302 проектов и с меньшей осадкой. Все теплоходы этих серий носили имена русских писателей и художников. И сегодня они работают на реках России.

Комфортабельный  теплоход "Сергей Есенин" серии Q-065

https://i.ytimg.com/vi/t4P4yEmDtjs/maxresdefault.jpg

  С 1991г по 2020г.речной пассажирский флот не пополнялся новыми крупными судами.  Сегодня в эксплуатации находятся теплоходы, построенные 30-60 лет назад. Все они прошли модернизацию и основательно отремонтированы. В результате они стали более комфортабельными и безопасными.

В 2020 г. приступает к работе новый теплоход проекта Р-300 «Мустай Карим», построенный на заводе «Лотос» в Астраханской области в России.

 https://i.ytimg.com/vi/Di8ZVtdBfU4/maxresdefault.jpg

На заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде строится теплоход этого же проекта «Пётр Великий». Кроме того, на том же «Лотосе» строится  колёсный  теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо».

http://cruiseinform.ru/upload/medialibrary/fc3/fc3b0a5c9502aafb21a0673100c57dba.jpg

Развитие отечественного речного пассажирского флота ждёт своего продолжения.

----------------------------------------

Материал подготовлен на основании:

 книги И.А. Шубина «Волга и Волжское судоходство». Транспечать 1927г. ; информационно-справочного сайта http://cruiseinform.ru/;  

«Речной справочной книжки корабельного инженера Е.А.Смирнова»  https://russrivership.ru/ships